ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКЦИИ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

Общее описание коллекции

Основные разделы коллекции

Документально-историческая ценность коллекции

Изучение и популяризация коллекции

«Коллекция достопримечательностей Российской империи С.М.Прокудина-Горского» — одна из первых в мире (наряду с коллекцией Адольфа Мите) коллекций цветных фотографий, представляющая собой уникальный объект культурного наследия как для народов бывшей Российской империи, так и для всего человечества. Создатель коллекции - известный русский изобретатель, фотограф, издатель, общественный деятель и педагог Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944), хотя непосредственное выполнение многих снимков осуществлялось его сотрудниками (в частности, для двух снимков коллекции прямо указано авторство А.А.Евдокимова, см. «Фотограф-любитель», №7 за 1906 г.).

Создание коллекции хронологически охватывает период с 1903 по 1916 год и распадается на три этапа: ранний (1903-1908), основной (1909-1912) и поздний (1913-1916).

Несмотря на утвердившееся название коллекции, в ней представлены не только достопримечательности бывшей Российской империи, но и снимки, сделанные на территории Дании, Италии, Франции, Швейцарии и Австро-Венгрии, а также ряд фотопортретов известных и неизвестных лиц. Кроме того, у самого Прокудина-Горского встречаются сведения о цветных снимках, сделанных в Германии.

Общее описание коллекции

В настоящее время общее количество снимков, входивших в состав коллекции к 1917 г., оценивается примерно в 3500 единиц. В это число не входят, однако, более чем 300 цветных снимков Санкт-Петербурга, Киева, Курска, Севастополя и ряда других мест, созданных по заказу общины Св. Евгении в 1905 г. Часть из этих снимков была напечатана в виде цветных фотооткрыток в 1906-1907 гг., после чего о судьбе соответствующих негативов больше ничего не известно.

После революции 1917 г. и отъезда Прокудина-Горского за границу в 1918 г. коллекция в течение нескольких лет оставалась в Советской России (СССР). Дата и обстоятельства вывоза большей части коллекции во Францию до сего дня остаются не известными. Сам Прокудин-Горский сообщает в своих записках о вывозе коллекции только следующее:

«С наступлением в России революции была полная опасность потерять всю коллекцию, и она несколько лет находилась под этой угрозой. Однако, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, мне удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной ее части. Исключены были главным образом снимки, имеющие стратегическое значение, мало интересные для широкой публики, и снимки, сделанные по России в различных пунктах, но не связанные общей идеей и системой».

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г. в связи с началом её публичной демонстрации (в черно-белой проекции)По совпадению, именно в 1931 г. в СССР начались работы по созданию цветного кино, для чего срочно потребовались имевшиеся у Прокудина-Горского патенты и технологические наработки в этой области. Согласно документам из семейного архива наследников С.М.Прокудина-Горского во Францию было вывезено 2300 негативов. В СССР остались не менее 1200 негативов и более 1000 цветных диапозитивов, местонахождение которых остается неизвестным.

В 1948 г. наследники С.М.Прокудина-Горского продали оставшуюся часть коллекции в США, где в Библиотеке Конгресса ныне хранятся 1902 тройных негатива. Таким образом, около 400 негативов было утеряно в период нахождения коллекции во Франции. Вероятно, большая часть из них погибла от плохих условий хранения (в сыром подвале) и при перевозке. Некоторое число снимков, согласно пометкам в контрольных альбомах, было отправлено в Белград (где в межвоенное время существовала большая русская община).

В настоящее время не известно никаких негативов из коллекции Прокудина-Горского, хранящихся за пределами Библиотеки Конгресса США. Исключение составляет негатив одного снимка, сделанного в Златоусте, который был подарен в 1987 г. президентом США А.Рейганом Советскому Союзу и передан в музей Нижнего Тагила.

14 черно-белых авторских диапозитивов с фотографий, сделанных в Ясной Поляне, хранятся в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге (см. Гаранина С. Неизвестные диапозитивы (снимки С. Прокудина-Горского в Ясной Поляне). «Советское фото», 1983 г., № 2. С.40,41).

Часть снимков из коллекции сохранилась в виде авторских цветных репродукций, причем их известное число в последние годы постоянно растёт за счет новых находок. В частности, эта часть включает:

  • около сотни фотооткрыток С.М.Прокудина-Горского (точное число не известно);
  • около 30 цветных репродукций, опубликованных в журнале «Фотограф-любитель» (1906-1909 гг.);
  • 22 фотографии в книге П. Г. Васенко. «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича» (СПб, 1913);
  • 8 фотографий в книге: В.Н. Сементовский. «В стране скал и озер (Финляндия)». 1914г., С.-Петербург;
  • 14 фотографий в книге: Краснов А.Н. «Южная Колхида». Изд. журнала Знание для всех. Петроград. Тип. П.П. Сойкина. 1915г.;
  • более 40 фотографии в книге: «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году» (Пг., 1914);
  • два фотопортрета Шаляпина в книге: Старк Э. «Шаляпин» (Пг., 1915).

Некоторые из этих репродукций известны по сохранившимся негативам в Библиотеке Конгресса, другие - только по отпечаткам в контрольных альбомах, третьи вообще не известны по другим источникам (например, снимки, сделанные в Москве).

Наряду с негативами в Библиотеку Конгресса в 1948 г. поступили 14 контрольных альбомов, в которых помещены черно-белые отпечатки с негативов с подписями, своего рода, каталог коллекции (всего 2448 отпечатков). Однако в этих альбомах представлены далеко не все из сохранившихся негативов. С другой стороны, почти 700 отпечатков не имеют сохранившихся негативов (в сети Интернет бытует ошибочное мнение, что эти снимки Прокудин-Горский изначально снимал как черно-белые).

Наконец, значительная часть снимков коллекции известна только по названиям, которые можно найти в различных источниках. Так, в контрольных альбомах около сотни снимков имеют только подписи при утраченном контрольном отпечатке. В 2007 г. в петербургских архивах был обнаружен составленный собственноручно Прокудиным-Горским список 416 его ранних работ 1904-1905 гг. (известный как «Список 416»), из которых лишь четверть дошла до нас в виде негативов, открыток и контрольных отпечатков в альбомах (см. А.В.Носков. "По заказу Красного Креста", журнал коллекционеров "ЖУК" №03 (14), 2007 г.).

Общий подсчет всех известных изображений из коллекции Прокудина-Горского на сегодня дает примерную цифру в 2750 единиц, из которых около 2600 представлены в фондах Библиотеки Конгресса США. Ещё более 300 снимков из коллекции известны только по названиям.

Иногда к числу снимков Прокудина-Горского ошибочно относят альбом «Русско-Японская война» 1905 г., напечатанный по заказу Генерального штаба. В действительности Прокудин-Горский эту войну не снимал и отношение к альбому имеет только как составитель и полиграфист.

Основные разделы коллекции

«Коллекция достопримечательностей» создавалась в результате многочисленных поездок С.М.Прокудина-Горского как в внутри Российской империи, так и за границей, среди которых особо следует выделить экспедиции 1909-1912 г., осуществлявшиеся при поддержке императора Николая II. Весь накопленный к 1913 г. фотоматериал был систематизирован в 14 контрольных альбомах, к которым в 1916 г. был добавлен альбом с фотографиями из поездки по Мурманской железной дороге. Содержание и судьба одного из этих 15 альбомов до настоящего времени остается неизвестной (вероятно, это были снимки, посвященные 300-летию дома Романовых, оставшиеся в СССР).

Альбомы построены, главным образом, по географическому принципу:

  • Мариинская система (1909 г.);
  • Разное и этюды (снимки 1903-1916 гг.);
  • Мурманская железная дорога (1916 г.);
  • Урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г.);
  • Урал (продолжение) (снимки 1910 г.);
  • Кавказ (снимки 1904-1905 и 1912 гг.);
  • Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне (1911-1912 гг.);
  • Туркестан (снимки 1907 и 1911 гг.);
  • Район Волги (1910 г.);
  • Район Волги (продолжение). (1910 г.);
  • Район Волги и ее притоков (1911 г.);
  • Камско-Тобольский водный путь (1912 г.);
  • Работа на реке Ока (1912 г.).

Однако название альбомов не вполне наглядно отражает географию съемок. Сам Прокудин-Горский в своих воспоминаниях 1932 г. (хранящихся в семейном архиве) следующим образом очертил географию своих съемок:

«ОБСЛУЖЕНЫ БЫЛИ:

  • Мариинский водный путь.
  • Туркестан.
  • Бухара (старая).
  • Урал в отношении промыслов.
  • Вся река Чусовая от истока.
  • Волга от истока до Нижнего-Новгорода.
  • Памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых.
  • Кавказ и Дагестанская область.
  • Мунгальская степь.
  • Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война).
  • Мурманский железнодорожный путь.

Кроме того есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых эффектов природы».


Документально-историческая ценность коллекции

Уникальность и исключительность «Коллекции достопримечательностей…» состоит в том, что она охватывает едва ли не все сферы страноведения, являясь своего рода визуальной энциклопедией Российской империи в последние годы её существования. В ней представлено разнообразие географических условий и растительного мира, этнографическая картина страны, памятники архитектуры и искусства, виды городов и сел, отрасли промышленности и сельского хозяйства, пути и средства транспортного сообщения.

Идейно-художественный и научный замысел коллекции не сводился только к последовательному и равномерному запечатлению достопримечательностей отдельных регионов. В ней выделяются различные по своим задачам циклы фотографий, объединенных, по выражению самого Прокудина-Горского «общей идеей». Такими циклами являются «юбилейные» съемки: фотографирование Мариинского водного пути на всём его протяжении; мест, связанных с памятью о событиях 1812 г.; памятников, с связанных 300-летием Дома Романовых. Прокудин-Горский готовил также тематические фотообзоры к торгово-промышленным и художественным выставкам. В частности, выделяются две серии фотографий, посвященных хлопковому производству в Закаспийской области и в Муганьской степи, а также цикл снимков о чайном производстве в Чакве.

Следует отметить, что в своих поездках Прокудин-Горский уделял особое внимание запечатлению религиозных святынь, а также многочисленных царских и великокняжеских резиденций.

Мотивы и обстоятельства съемки отдельных частей «Коллекции достопримечательностей» изучены пока ещё очень слабо и оставляют массу вопросов. Так, до сих пор документально не известно, какие задачи стояли перед Прокудиным-Горским в поездке по южному участку Мурманской железной дороги летом 1916 г. и для кого предназначались съемки мест содержания австро-германских военнопленных.

Коллекция Прокудина-Горского является результатом не только широкомасштабных усилий по фотографированию, но и большого научного труда, поскольку из огромной массы природных явлений, архитектурных сооружений, произведений искусства и т.д. нужно было выбрать то, что представляло собой наибольшую ценность, уникальность и наиболее ярко раскрывало особенности данной местности. С подобной задачей могли справиться только высококлассные специалисты в соответствующих областях знаний. По воспоминаниям самого Прокудина-Горского, огромную помощь ему оказывали Императорская Археологическая Комиссия (проф. Н. И. Веселовский) и Археологическое Общество (проф. Покровский) в тех случаях, где дело касалось старины, особенно в поездках по северной России, изобиловавшей древними церковными памятниками, а равно и в поездках в Туркестан.

Запечатление «в красках» архитектурных памятников Прокудиным-Горским представляет особую ценность в виду того, что в последующие десятилетия они подверглись массовым разрушениям. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «Коллекции достопримечательностей». Однако эти уникальные снимки не только сохранили память об утраченном, в последние годы они всё активнее используются реставраторами при воссоздании памятников (например, ансамбля Старо-Голутвинского монастыря в Коломне и Сретенского собора в Ялуторовске).


Документально-историческая ценность коллекции

Уникальность и исключительность «Коллекции достопримечательностей…» состоит в том, что она охватывает едва ли не все сферы страноведения, являясь своего рода визуальной энциклопедией Российской империи в последние годы её существования. В ней представлено разнообразие географических условий и растительного мира, этнографическая картина страны, памятники архитектуры и искусства, виды городов и сел, отрасли промышленности и сельского хозяйства, пути и средства транспортного сообщения.

Идейно-художественный и научный замысел коллекции не сводился только к последовательному и равномерному запечатлению достопримечательностей отдельных регионов. В ней выделяются различные по своим задачам циклы фотографий, объединенных, по выражению самого Прокудина-Горского «общей идеей». Такими циклами являются «юбилейные» съемки: фотографирование Мариинского водного пути на всём его протяжении; мест, связанных с памятью о событиях 1812 г.; памятников, с связанных 300-летием Дома Романовых. Прокудин-Горский готовил также тематические фотообзоры к торгово-промышленным и художественным выставкам. В частности, выделяются две серии фотографий, посвященных хлопковому производству в Закаспийской области и в Муганьской степи, а также цикл снимков о чайном производстве в Чакве.

Следует отметить, что в своих поездках Прокудин-Горский уделял особое внимание запечатлению религиозных святынь, а также многочисленных царских и великокняжеских резиденций.

Мотивы и обстоятельства съемки отдельных частей «Коллекции достопримечательностей» изучены пока ещё очень слабо и оставляют массу вопросов. Так, до сих пор документально не известно, какие задачи стояли перед Прокудиным-Горским в поездке по южному участку Мурманской железной дороги летом 1916 г. и для кого предназначались съемки мест содержания австро-германских военнопленных.

Коллекция Прокудина-Горского является результатом не только широкомасштабных усилий по фотографированию, но и большого научного труда, поскольку из огромной массы природных явлений, архитектурных сооружений, произведений искусства и т.д. нужно было выбрать то, что представляло собой наибольшую ценность, уникальность и наиболее ярко раскрывало особенности данной местности. С подобной задачей могли справиться только высококлассные специалисты в соответствующих областях знаний. По воспоминаниям самого Прокудина-Горского, огромную помощь ему оказывали Императорская Археологическая Комиссия (проф. Н. И. Веселовский) и Археологическое Общество (проф. Покровский) в тех случаях, где дело касалось старины, особенно в поездках по северной России, изобиловавшей древними церковными памятниками, а равно и в поездках в Туркестан.

Запечатление «в красках» архитектурных памятников Прокудиным-Горским представляет особую ценность в виду того, что в последующие десятилетия они подверглись массовым разрушениям. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «Коллекции достопримечательностей». Однако эти уникальные снимки не только сохранили память об утраченном, в последние годы они всё активнее используются реставраторами при воссоздании памятников (например, ансамбля Старо-Голутвинского монастыря в Коломне и Сретенского собора в Ялуторовске).

Особую часть коллекции составляют фотопортреты, которых у Прокудина-Горского известно относительно не много. Среди них – знаменитые снимки Льва Толстого, Федора Шаляпина, эмира Бухарского и Хана Хивинского.

Исключительный интерес представляет тема съемки Прокудиным-Горским членов царской семьи. Единственное упоминание об этом факте содержится в предисловии к альбому Р.Оллсхауса «Фотографии для царя» 1980 г.:

«Кроме того, он оставил [в России] десять негативов царской семьи Романовых, о которых он сообщил только, что они «спрятаны в России». До сего дня нет свидетельств, что они были найдены. Ему удалось увезти с собой только фото царевича» (Allshouse, Robert H. Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II, Doubleday, 1980).

Никаких источников этой информации Р.Оллсхаус не приводит и о якобы вывезенном из России фото царевича сегодня также ничего не известно. Единственным подтверждением факта съемок царской семьи может служить сообщение сотрудников Ливадийского музея, что «в рабочем кабинете царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С. М. Прокудиным-Горским. Один диапозитив был с изображением государя и государыни, другой — царской семьи. После революции эти фотографические снимки на стекле были отправлены в Москву, куда ушли многие ценные вещи из Ливадийского дворца». См.: http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/065/cinema.html.

Изучение и популяризация коллекции

До 1918 г., т.е. до момента отъезда Прокудина-Горского из России, использование коллекции носило ограниченной характер, главным образом, оно осуществлялось путем эпизодической демонстрации цветных проекций на экране и издания некоторых снимков в виде открыток, «настенных картин» и книжно-журнальных иллюстраций. Между тем сам Прокудин-Горский имел в виду широкое использование своей коллекции для целей народного просвещения, а именно для преподавания в школах «Родиноведения». Для этого нужно было наладить массовый выпуск дешевых диапозитивов и проекторов, но решить эту задачу так и не удалось. Тем не менее, в 1915 г., в разгар мировой войны, АО «Биохром» официально выпустило в продажу для всех желающих цветные диапозитивы снимков из коллекции Прокудина-Горского.

В период эмиграции Прокудина-Горского коллекция демонстрировалась в 1931-1936 гг. на мероприятиях русской общины в Париже в виде черно-белых слайдов, т.к. не имелось специального аппарата для цветных проекций.

После смерти Прокудина-Горского и продажи коллекции в США она долгое время была исключена из научного и культурного оборота, пока в 1980 г. не был издан альбом Роберта Олсхауса «Фотографии для царя: пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царем Николаем II» (Allshouse, Robert H. Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II, Doubleday, 1980). Однако широкое знакомство публики с коллекцией началось только после того, как в 2000 хранящиеся в Библиотеке Конгресса негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Началу популяризации коллекции способствовала проведенная в 2001 г. Библиотекой Конгресса выставка «Империя, которой была Россия», для которой отобраны 122 фотографии, прошедшие тщательную реставрацию.

Начиная с 2001 г. в России и некоторых других странах регулярно проходят выставки фоторабот Прокудина-Горского, началось издание фотоальбомов по материалам коллекции.

Изучение «Коллекции достопримечательностей» как таковой было начато в 1991 г. В. В. Минахиным (ныне заместитель директора по науке Научно-реставрационного центра «Реставратор-М»), который дал научное описание «американской» части фотографического наследия Прокудина-Горского в работе «„Коллекция достопримечательностей России“ в Библиотеке Конгресса»: www.prokudin-gorsky.ru/download/Prokudin-Gorsky Collection.pdf.

Основными направлениями в изучении коллекции Прокудина-Горского являются: выявление её полного состава и поиск пропавших частей, идентификация и датировка снимков, исследование условий (обстоятельств) создания коллекции, научная реставрация снимков.

В частности, поиск оставшейся в СССР части коллекции (прежде всего, оригиналов цветных снимков Льва Толстого) с начала 1970-х гг. вела С.П.Гаранина, первый отечественный биограф мастера.

С 2008 г. активное исследование фотографического наследия Прокудина-Горского ведется в рамках нескольких русскоязычных Интернет-проектов.

Основная часть коллекции С. М. Прокудина-Горского доступна для свободного просмотра на сайте Библиотеки Конгресса США: http://lcweb2.loc.gov/pp/prokhtml/prokabt.html.

Особую часть коллекции составляют фотопортреты, которых у Прокудина-Горского известно относительно не много. Среди них – знаменитые снимки Льва Толстого, Федора Шаляпина, эмира Бухарского и Хана Хивинского.

Исключительный интерес представляет тема съемки Прокудиным-Горским членов царской семьи. Единственное упоминание об этом факте содержится в предисловии к альбому Р.Оллсхауса «Фотографии для царя» 1980 г.:

«Кроме того, он оставил [в России] десять негативов царской семьи Романовых, о которых он сообщил только, что они «спрятаны в России». До сего дня нет свидетельств, что они были найдены. Ему удалось увезти с собой только фото царевича» (Allshouse, Robert H. Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II, Doubleday, 1980).

Никаких источников этой информации Р.Оллсхаус не приводит и о якобы вывезенном из России фото царевича сегодня также ничего не известно. Единственным подтверждением факта съемок царской семьи может служить сообщение сотрудников Ливадийского музея, что «в рабочем кабинете царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С. М. Прокудиным-Горским. Один диапозитив был с изображением государя и государыни, другой — царской семьи. После революции эти фотографические снимки на стекле были отправлены в Москву, куда ушли многие ценные вещи из Ливадийского дворца». См.: http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/065/cinema.html.

Изучение и популяризация коллекции

До 1918 г., т.е. до момента отъезда Прокудина-Горского из России, использование коллекции носило ограниченной характер, главным образом, оно осуществлялось путем эпизодической демонстрации цветных проекций на экране и издания некоторых снимков в виде открыток, «настенных картин» и книжно-журнальных иллюстраций. Между тем сам Прокудин-Горский имел в виду широкое использование своей коллекции для целей народного просвещения, а именно для преподавания в школах «Родиноведения». Для этого нужно было наладить массовый выпуск дешевых диапозитивов и проекторов, но решить эту задачу так и не удалось. Тем не менее, в 1915 г., в разгар мировой войны, АО «Биохром» официально выпустило в продажу для всех желающих цветные диапозитивы снимков из коллекции Прокудина-Горского.

В период эмиграции Прокудина-Горского коллекция демонстрировалась в 1931-1936 гг. на мероприятиях русской общины в Париже в виде черно-белых слайдов, т.к. не имелось специального аппарата для цветных проекций.

После смерти Прокудина-Горского и продажи коллекции в США она долгое время была исключена из научного и культурного оборота, пока в 1980 г. не был издан альбом Роберта Олсхауса «Фотографии для царя: пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царем Николаем II» (Allshouse, Robert H. Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II, Doubleday, 1980). Однако широкое знакомство публики с коллекцией началось только после того, как в 2000 хранящиеся в Библиотеке Конгресса негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Началу популяризации коллекции способствовала проведенная в 2001 г. Библиотекой Конгресса выставка «Империя, которой была Россия», для которой отобраны 122 фотографии, прошедшие тщательную реставрацию.

Начиная с 2001 г. в России и некоторых других странах регулярно проходят выставки фоторабот Прокудина-Горского, началось издание фотоальбомов по материалам коллекции.

Изучение «Коллекции достопримечательностей» как таковой было начато в 1991 г. В. В. Минахиным (ныне заместитель директора по науке Научно-реставрационного центра «Реставратор-М»), который дал научное описание «американской» части фотографического наследия Прокудина-Горского в работе «„Коллекция достопримечательностей России“ в Библиотеке Конгресса»: www.prokudin-gorsky.ru/download/Prokudin-Gorsky Collection.pdf.

Основными направлениями в изучении коллекции Прокудина-Горского являются: выявление её полного состава и поиск пропавших частей, идентификация и датировка снимков, исследование условий (обстоятельств) создания коллекции, научная реставрация снимков.

В частности, поиск оставшейся в СССР части коллекции (прежде всего, оригиналов цветных снимков Льва Толстого) с начала 1970-х гг. вела С.П.Гаранина, первый отечественный биограф мастера.

С 2008 г. активное исследование фотографического наследия Прокудина-Горского ведется в рамках нескольких русскоязычных Интернет-проектов.

Основная часть коллекции С. М. Прокудина-Горского доступна для свободного просмотра на сайте Библиотеки Конгресса США: http://http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/.

 


Основные разделы